Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

завадский юрий ал-др

Гуманитарный словарь

ЗАВА́ДСКИЙ Юрий Ал-др. (1894-1977) - реж., актер. В 1913 окончил 9-ю Моск. г-зию им. Медведниковых и поступил на юридич. ф-т Моск. ун-та. Однако увлечение театром привело его в 1915 в Мансуровскую студию Е. Б. Вахтангова. В 1919 З. поставил первый самостоят. спектакль "Обручение во сне". К этому времени относится знакомство З. с М. И. Цветаевой, к-рая посвятила ему несколько стихотворений (напр., "Вы столь забывчивы, сколь незабвенны…"), драматич. произведений. З. - один из персонажей "Повести о Сонечке" Цветаевой.

В 1920 З. перешел в Третью студию МХАТа. В 1921, совместно с Е. Б. Вахтанговым, поставил вторую редакцию спектакля "Чудо святого Антония" и сыграл в нем гл. роль. После смерти Е. Б. Вахтангова З. нек-рое время возглавлял Третью студию. В 1924 З. стал актером МХАТа. Среди его актерских работ - Чацкий ("Горе от ума"), Граф Альмавива ("Безумный день, или Женитьба Фигаро"), Князь Трубецкой ("Николай I и декабристы"). Одноврем. создал собств. студию (с 1927 - Т-р-студия под руководством З.). В 1931 Т-р-студия З. получил помещение на Сретенке. Ядро коллектива составили ученики З. В. П. Марецкая, Н. Д. Мордвинов, Р. Я. Плятт, к-рые работали вместе со своим учителем на протяжении всей жизни. В Т-ре-студии З. поставил спектакли "Мое" ("Вольпоне") Б. Джонсона, "Ученик дьявола" Б. Шоу, "Волки и овцы" А. Н. Островского и др. В 1932-35 З., одновременно с работой во МХАТе и Т-ре на Сретенке, был худ. руководителем Центр. т-ра Красной Армии, где поставил спектакли "Мстислав Удалой" и "Гибель эскадры". В 1936 З. с учениками уехал в Ростов-на-Дону и стал худ. руководителем Драматич. т-ра им. М. Горького. Первой его постановкой была "Любовь Яровая" с В. П. Марецкой в гл. роли. Затем последовали "Горе от ума" А. С. Грибоедова, "Враги" и "Мещане" М. Горького, "Дни нашей жизни" Л. Н. Андреева, "Человек с ружьем" Н. Ф. Погодина и др.

В 1940 З., В. П. Марецкая, Н. Д. Мордвинов, Р. Я. Плятт вернулись в Москву. З. поставил спектакль "Трактирщица" на сцене Т-ра им. Моссовета. В 1940 он стал гл. режиссером, а в 1941-77 был худ. руководителем т-ра. В 1941 З. поставил спектакль "Машенька", где в роли профессора Окаемова занял своего предшественника по должности Е. О. Любимова-Ланского.

В 1943 вышел спектакль "Нашествие" по пьесе Л. М. Леонова. Вслед за ним З. поставил еще несколько спектаклей на военную тему. Одной из лучших работ З. стал "Отелло" (1944) с Н. Д. Мордвиновым в гл. роли. В 1945 З. поставил "Чайку" А. П. Чехова. В послевоенные годы З. создал несколько спектаклей, ставших классикой русского т-ра: "Маскарад" (1952, 1963), "Виндзорские насмешницы" (1957), "Шторм" (1967). В то же время он сделал много работ, отвечавших сиюминутной конъюнктуре ("Дали неоглядные", "Совесть") и др. В 70-е гг. З. выступил с инициативой превратить Т-р им. Моссовета в "образцовый т-р образцового коммунистич. города".

З. занимался театральной педагогикой. В 1954-58 он был худ. руководителем ГИТИСа.

В поздние годы творчества З. проявлял интерес к произведениям Ф. М. Достоевского и в 1969 поставил спектакль "Петербургские сновидения" по роману "Преступление и наказание" с Г. Л. Бортниковым в роли Раскольникова.

Последняя работа З. - спектакль "Последняя жертва" (1973).

Полезные сервисы